Проект «Здоровые зубы — наша гордость»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детского сада «Сайзанак» с. ШекпээрБарун – Хемчикскогокожууна

 

 

 

Информационно-практический проект: «Здоровые зубы – наша гордость»

 

Составитель проекта педагог-психолог: Байлан Ч.С.

 

 

2016г

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам-

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок.

Название проекта:  «Здоровые зубы – наша гордость»

Вид проекта: информационно-практический

Срок: 1неделя

Участники: Дети, родители, воспитатели и специалисты.

Проблема: Что будет если не чистить зубы? Надо ли ходить  к стоматологу? Почему болят зубы?

Актуальность: Чтобы быть здоровыми, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Гипотеза: Если правильно ухаживать за зубами, посещать стоматолога, в зубах не будет кариеса.

Цель:выяснить,  правильно  ли наши сверстники  ухаживают за зубами и полости рта;

Задачи. Учить правильно и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой. Воспитывать доброжелательное отношение к посещению врача стоматологического кабинета. Воспитывать у детей правильное  отношение к своему здоровью.

Методы исследования: Сбор данных о состоянии зубов детей стоматолога.

Ожидаемые результаты: Овладение навыками и умениями чистить зубы. Каждый месяц посещать кабинет стоматолога.

Содержание проекта.

Подготовительный этап: Накопление материала по теме проекта. Разработка дидактических игр. Консультация для родителей, подбор стихов, пословиц и поговорок. Подготовить выставку зубных принадлежностей.

Основной этап: Работа с детьми Занятия. Беседы. Опросник для детей. Рассматривание иллюстраций, дидактических игр, заучивание пословиц, стихов, загадок. Чтение произведений по теме. Создание стенгазет «Здоровые зубы- здоровью любы». Посещение кабинета стоматолога.

Работа с родителями: Привлечение родителей к оформлению уголка зубных принадлежностей. Консультация «Как защитить детские зубы от кариеса».

Вид работы содержание
опросник Уругларгаайтырыглар

1.     1 бирхунде каш катапдижинерчуурсилер?

2.     Аскынарныкайыхиреболгашчаярсилер?

3.     Кайыхиреболгашаваларынарсилерниндишчуурщетканарнысолупбээрил?

4.     Кайыхиреболгашчимисаймаачиирсилер?

5.     Кайыхире конфет, мороженое база чигирзигчемнераймаанчиирсилер?

6.     Чигногаааймаачигенсилербе?

7.     Силерниндижинераараанбе, база кажан?

8.     Дишэмчизинчебаргансилербе?

Чтение художественной  литературы Кариес билеБактериус.

Бир-лехоорайга Лена дээруругчурттапчораан. Шуптуулустунышкаш, оонаксыныништиндедиштери четче болгашбудунтурган.

Ынчалза-дааолдиштернинбирээзингебичииойбактыптыпкелген. Анаа Кариес-биле Бактериусдепаттарлыгийибичиихоралакчы 2 оолдарчурттайберген. Оларнынботтарынынбичиизи-даакончугчуглеоттуркорупболур.

Кариес-билебактериусчигирзигчемнер чип амыраптурганнар. А чигирзигчемнеройбакдиштекезээде бар! Боттарынынчурттаптурарбажынынулугболгашделгемкылыпалырдээш, Кариес-билебактериусЛенанындижинуламалгыдыркасканнап бар-ла чытканнар.

Бир-лекатапхенертенсыйылаашундынналыпкелген.

— Кымсыйынайныптурарыол?- деп Кариес айтырган.

-Оожум! дыннаптаалы!- депБактериусчугаалаан.

-Оойдижимаарыырын!- дээш Лена ыглапкан.

Кариес-билебактериускаттыржыпканнар.

-Адыр, ам база мен онубичииыгладыптайн-дээш, Кариес уругнундижинханыладырчушкуп-ла эгелээн.

-Оой! Уех! Дижим, дижим!!!- дээш Лена ыглаптурупберген.

— Диштериннихуннун-не ийикатапчуурунутпадепчежекатапсенээчагыжык мен, Лена- депавазыонучемелээн.

Эртенинде Лена дишэмчизингечедеберген. Эмчиоонийиойбакдижинпломбалапкаан. Ынчалза-дааКариес-билеБактериускамгаланыпчеттигипкеннер. Лена чанардептурда, дижинчуурунутпайнтураркылдырэмчизичагаан.

Олбажынгачедипкелгеш, диштеринчуп-ла эгелээн.  А Кариес-билеБактериуссиринейниполурганнар. Олуеде щетка бажыкоступкелирге, аасиштиковук-биле долупкелген.

-Дузалажынар, дузалажынар, щетка мениолурду-ле! деп, Бактериусалгырган.

-Менээ база дузалажынар! Оой, амчерлетуттунупшыдавас-тыр мен-деп кариес база кышкырган.

Ынчалза-дааоларгакым-даадузакадыпкелбээн.Оонбээр Лена диштеринчуурунчерлеутпасапарган.

Ынчангаш, уруглар, силер база диштеринерчуурунутпанар!

Пословицы Чалгаакижихиргебастырар

Чазыйкижичемчесынныр.

 

Чалгаагахирынак

Чазыйга чем удур.

 

Арыгсилигкижи

Аарыгажыкболбас.

 

Хирлиг,чуттугкижиге

Хилинчек, човулантаваржыр.

Стихотворении Чистить зубы каждый день

Нам с братишкою не лень.

Чтобы не болели зубки

И не портилась эмаль,

Нам потратить две минутки

Перед сном совсем не жаль.

 

Чунархерек.

Эртенги дан хаяазында

эдиректер, дииспейлер

дооскара, ээремчиктер

доозазычунупкаапкан.

 

Кара чааскаанчугдебироол

калдар, хирлигартканиргин

чунмааноолдунидик, угу

чуглупдезипынайболган.

Чыттыг саван,

чымчакаржыыл

баштыдыраарсырыйдыргак

баз диш-чуурделгерезин!

Эртенэрте тура халааш

херлип, коступгимнастаал!

хемге ,холге, кара сугга

эштип, чунупалыылынар!

Арыгшевер.

Азарганчыгкозулбесхир

амытынгашоглапболур

айда, чылдаамырдышчок

аарып, турепчыдыпболур.

Арыгшеверсилигкижээ

аарыг-ажыкхалдаарэвес

кадык шыыракэкичорда.

кандыг-дааиш хала болбас.

К Чуковский «Мойдадыр»

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам-

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок.

Правила гигиены 1)    Эртен, кежээургулчучунар.

2)    Хамыктынмурнундахолдуэкичуур.

3)    Арнын, кулаан, мойнунарыгхолу-биле чуур.

4)    Арыгаржыыл-биле кургадырэкичоттунар.

5)    Диштеринэртен, кежээарыг щетка, диш-чуур паста азы порошок-билечуур.

Занятия Тема: «Путешествие к планетам галактики».

Цель: Обобщить знания о строении и значении зубов, повторить правила ухода за зубами; Развивать гигиенические навыки, навыки общения. Способствовать воспитателю аккуратности, желание беречь свои зубы, научиться правилам ухода за ними.

Оборудование:«Космическая карта»,  этикетки от продуктов, зубные щетки, модель строение зубов, листы бумаги, карандаши, фломастеры, запись музыки, зеркала.

Форма проведения: путешествие.

Ход занятия:

— Ребята, а вы любите путешествовать? А на чем вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами полетим в космос, в гости к далекой галактики. Зубной щетки!

Представим себя в космическом корабле. Закройте глаза и приготовьтесь, я начинаю отсчет 1,2,3, старт! И так мы летим. (звучит музыка). И вот мы пришли в планете. Мыльный пузырь, (игра с водой).

У этой планеты много спутников мыльных пузырят. Они просят нас залететь к ним в гости и отвечать на вопросы…

(Физминутка или загадка про зубы). Что помогает переваривать пищу! (Ответы детей).

Беседа: Чтобы пища лучше переварилась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни.

К 6-7 годам вырастают 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб, новый на его месте уже не вырастет.

— Как вы думаете из чего состоит зуб, (Ответы детей).

Беседа:

Зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает от повреждения. Зуб-это живой орган.каждый зуб состоит из трех основных частей:

1.     Коронка- часть зуба, которая видна полости рта.

2.     Корень- часть зуба, которая располагается в челюсти.

3.     Шейка- часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

Вы молодцы! На планете мыльный пузырь вы остались довольны вами.

А мы снова путь, (Звучит музыка).

Ой! Что-то случилось! Мы попали в какую-то грязь. С неведомой планеты поступил сигнал СОС! Ребята, нужно спасти эту планету! Поможем?

Посмотрите, какая она черная! И нарывается страшно: кариес.

Дети, подумайте: почему планета так нарывается. Что такое кариес?

— Это дырочка!

-Молодцы, как это дырочка появляются если за зубами неправильно ухаживать, то появляются дырочка.

-Ребята, как вы думаете, что кроме планет, мы можем встретить в нашем путешествии?

-А вот планета Сахарная. Это планета так вкусно названа, мы сможем находиться на ней долго. Догадайтесь, почему она хорошая, но вредная, сладкая, вредят наши зубы.

Чтобы быстрей улететь с этой сладкой планеты и не повредить своим зубам, поиграем в игру «Спрятанный сахар»

Распределите продукты (Этикетки) по содержанию сахара (с высоким и низким). Какие продукты мы возьмем в полет?

-Фрукты, без сахарные печенье, и.т.д. Снова отправляемся в путь,(звучит музыка).

А вот мы пришли планета «Лаборатория-эксперимент».

Мы все перед зеркалом, открываем свои рта и смотрим зубы. Какие они у нас красивые, а есть ли у нас кариес.на зубах? (Все дети индивидуально смотрят свои зубы, определяет состояние зубов). Все мы увидели свои зубы и сделали анализы.

И мы снова отправляемся путь.

-А вот и показалась самая красивая планета, на которой живет королева Зубная щетка. Королева зубная щетка задаст вам трудные вопросы.

-Как надо ухаживать за зубами.

-Ответы детей.

-Кто знает что необходимо иметь каждому человеку для ухода за зубами?

-Ответы детей.

-как правильно чистить зубы?

-ответы детей.

Практическая работа.

«Чистка зубов».

Зубная щетка располагается вдоль линий десен. Движения зубной щетки- сверху вниз. Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щетки снизу вверх.

Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щетки- вперед, назад.

Кончиком щетки- почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями. Не забудьте почистить язык.

-Хорошо! Все задания выполнены, и наша путешествие подошло к концу.

Итог занятия:

 

Заключительный этап: Создание выставки зубных принадлежностей. Занятия «Путешествие к планетам Галактики».

Чистить зубы каждый день

Нам с братишкою не лень.

Чтобы не болели зубки

И не портилась эмаль,

Нам потратить две минутки

Перед сном совсем не жаль.

Проект защитила воспитанница старшей группы Ооржак Нарыне Аяс-ооловна.

IMG_20160428_114308