Проекты педагогов доу

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сайзанак» с.Шекпээр Барун-Хемчикского кожууна

 

 

 

 

 

Проект

«Организация эколого-оздоровительной работы в ДОУ»

 

 

Разработала: старший воспитатель

Монгуш Уран Бичеш-ооловна

Тип проекта: практико-ориентированный

Участники проекта: педагоги, дети, родители  МБДОУ д/с «Сайзанак»

Срок реализации: долгосрочный с 2011 по 2015 годы

Объект: оздоровительная работа в ДОУ

Проблема: В настоящее время существует немало программ и методических рекомендаций по организации воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ, например: В.Г. Алямовская «Здоровье», Ю.Ф. Змановский «Здоровый дошкольник»,  В.Г. Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления», Береснева  «Здоровый малыш» и др.  Однако, несмотря на достаточную проработанность проблемы оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, внедрение имеющихся программ и технологий тормозится в силу отсутствии механизма их адаптации к возможностям конкретного дошкольного учреждения, специфики региональных особенностей, а также материальных, организационных, кадровых и иных условий.

Гипотеза: организация эколого-оздоровительной работы в детском саду  может стать эффектным и результативным способом сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Цель проекта: Выработать систему инновационных подходов  эколого-оздоровительной работы  по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечение каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, развитие личности ребёнка.

Задачи:

  • Организовать поисковую работу для реализации новых подходов и методов в оздоровительной работе с детьми ;
  • Заботиться о психофизическом здоровье детей, закаливать организм;
  • формировать у детей представление о здоровом образе жизни, двигательные умения и навыки, личностные качества;
  • создавать условия для налаживания взаимоотношений детей и взрослых, формировать благоприятный психологический климат;

Ожидаемый результат:

Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей. Овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за свое здоровье.

Актуальность:

Здоровье ребенка – вот о чем думают родители, отдавая его в дошкольное учреждение. Как, оставляя малыша в детском саду, можно быть уверенным в том, что его здоровье будет сохранено.

Мы говорим не только о физическом здоровье ребенка, но и социальных, нравственных аспектах, о питании, гигиене – о том, что лежит в основе понятия «здоровье».

Понимая важность данного вопроса, и подойдя к решению проблемы здоровья дошкольников основательно, учитывая все проблемы нашего детского сада, мы нашли для себя решение в рамках наших возможностей.

Задумываясь о том, как сделать  здоровьесберегающую среду в нашем дошкольном учреждении, мы остановились на программе «Здоровый малыш» Бересневой, т.к.  эта программа предусматривает дополнения и разработали нетрадиционные методы здоровьесбережения  делая акцент эколого-оздоровительному направлению.

Идея проекта возникла  о воспоминаниях  детства. Сегодняшние наши дети стали постепенно забывать жизнь и быт наших предков. Компьютерные игры, игрушки постепенно отталкивают истории, традиции тувинцев, не зная, что в наши дни компьютер и даже игрушки стали вредными для здоровья. А ведь было время, когда не было игрушек, но дети играли в «сайзанак» с камушками, играли на песке, ездили к бабушкам, дедушкам в тайгу (в то время чабаны обязательно кочевали в тайгу, а сейчас и этого уже нет). Свежий воздух, разные игры на природе, труд детей (в лес за дровами, за водой, дойка коз) – все это, безусловно, хорошо влияло на наше здоровье как физически, так и психически.

И подумав мы решили разработать и внедрить эти традиции как эколого-оздоровительные работы в нашем детском саду, и больших финансовых затрат не потребуется, а детям будет интересно, полезно и познавательно.

Проектные действия

Основные направления работы

Эколого-оздоровительная работа состоит из нетрадиционных методов:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

ВОДА

Во все времена игры с водой привлекают всех детей от мала до велика. Вода – источник здоровья, эликсир жизни. Она благотворно влияет на нервную систему, снимает утомление, оживляет организм. Недаром в сказках народ говорил о живой воде.

ПЕСОК

Кто не играл в детстве с песком. Любой взрослый человек что-то вспомнит. Любимому ребенку игра с песком доставляет большое удовольствие. Песочные игры снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию.

ВОЗДУХ

Воздух повышает устойчивость организма к болезням, улучшает работу сердца, легких, активизирует обмен веществ. День без свежего воздуха – потерянный день для ребенка. Дыхательные упражнения помогает избавиться от многих заболеваний.

КАМУШКИ

У  тувинского народа камни имели названия: инек даштар, хуваанак даштары, сай даштары, согааш дажы, чаныыр даш, эмиг дашы, кежиг даштары, хая дажы, эртине даштар, мал даштар и т.д. О камнях можно рассказывать детям во время игр в познавательных целях. «Сайзанак» любимая игра нашего детства, подбирали похожие камни и обустраивали «мебелью».

Ходьба босиком по камням закаливает организм и дает профилактический эффект против плоскостопия. Собирание камушек развивает мелкую моторику рук. Подвижные игры с камнями развивает физические качества.

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Уже в древности человек изучал свойства растений. Лекарственных растений науке известно много, но лишь шестая часть их используется на практике. В нашем детском саду в основном применяется широко используемые растения в виде витаминного напитка, такие как шиповник, листья черной смородины, и напитки из ягод и фруктов. Из лекарственных растений также делают и различные ароматизации воздуха.